Новый механизм получения информации о должниках
- 0
- 253
В данный момент Центробанк обсуждает с Бюро кредитных историй (БКИ) новый механизм работы. Это принципиально новый подход, призванный упростить доступ к информации о долговых обязательствах клиента, в рамках введения индикатора долговой нагрузки. Такой подход позволит оперативно получать полную информацию на основе данных всех БКИ,
Получить информацию о кредитной истории клиента станет возможным через единое окно либо Бюро. Банк сможет сам выбирать способ получения. Хотя новый механизм призван упростить работу, небольшие и крупные БКИ сходятся во мнении, что при его реализации возникнет немало сложностей.
Несмотря на это Банк России полный решимости изменить действующую систему таким образом, чтобы вся задолженность граждан, в том числе небанковская, стала максимально доступной.
О том, что ведутся переговоры о новом механизме работы БКИ, стало известно не так давно. Обсуждается несколько вариантов. Их суть сводится к тому, что получить данные о кредитной истории будет можно в ЦККИ либо БКИ, куда будет стекаться информация со всех Бюро.
Сегодня в России осуществляет деятельность 16 БКИ, но большинство финансовых организаций работает с самыми крупными из них – НБКИ, ОБК, Эквифас, где сосредоточено более 90% всей информации о заемщиках.
В процессе обсуждения данного вопроса учитывают международный опыт, делая поправки на специфику отечественного рынка кредитования. Также рассматривают разные подходы к определению размера дохода и задолженности клиента. Напомним, в прошлом году Владимир Путин поставил задачу перед правительством и Центробанком – внести предложения по ограничению прав кредиторов на требование возврата просроченных долгов (касается потребительского кредитования), в случае, если на дату заключения сделки отношение размера ежемесячного платежа к общей сумме дохода клиента превышало граничное значение.
Срок реализации – 01.03.2017 года. Речь идет о внедрении принципиально нового индикатора долговой загрузки населения. Основным источником данных станут БКИ. На данный момент информации о ходе внедрения нет, в НБКИ отказались комментировать ситуацию. В то же время несколько других Бюро высказались скептически.
Они считают, что предложенная Банком России система напротив – увеличит время ответа на запросы кредитных организаций, что существенно затянет срок рассмотрения заявки на кредит и негативно скажется на развитии рынка кредитования. В то же время, по их мнению, существенного изменения в объеме полученной информации не предвидится. Руководство некоторых БКИ считает, что практической пользы от новой системы получения данных о задолженности граждан не будет. Также некоторые аналитики отмечают еще один негативный момент – каждый запрос будет передан абсолютно всем БКИ, что существенно повышает риски утечки информации. Таким образом уже спустя год каждое из 16-ти Бюро будет иметь персональные данные практически всех, кто обращался за получением займа.
Другие же эксперты с этим не согласны. Они не видят особых рисков, так как каждое БКИ осуществляет свою деятельность в рамках законодательства РФ, которое обеспечивает защиту информации.
Инициатива Центробанка пришлась по душе небольшим бюро. Это прогнозировано, так как у таких организаций не так много информации, а соответственно запросов. Новый же механизм позволит и значительно увеличить объемы работ, а значит и прибыль.
Также отмечается, что крупным бюро новая схема работы вряд ли понравится. Сегодня в них содержатся огромные массивы информации о заемщиках, благодаря чему они имеют большое количество обращений и достаточно на этом зарабатывают. Теперь же им предлагают «поделиться» своими данными».
Сами кредиторы тоже не видят смысла что-то менять. Они уже давно работают с ведущими БКИ, для многих запросы в региональные Бюро не нужны и являются пустой тратой времени. Они не видят особого смысла платить за сервис, который по факту им не нужен.
Если же механизм призван внедрить что-то принципиально новое, что позволит за условную единицу потраченных средств получать больше информации, конечно же, все финансовые учреждения будут этому только рады. Также многие банки опасаются, что использование новой схемы негативно отразится на качестве сервиса, который предоставляют БКИ.
Некоторые эксперты отмечают, что при внедрении нового подхода необходимость в большом количестве БКИ отпадет. Зачем нужны все бюро, если информация о заемщиках будет доступна при обращении в одну организацию? В таком случае другие сервисы попросту не нужны. В мировой практике используют такие схемы работы, когда все финансовые организации обслуживает единое Бюро.
Что касается самих граждан, то им новый подход скорее не понравится. Ведь после его реализации абсолютно все долги (даже те, которые хранятся в небольших БКИ) станут доступными для пользователей Бюро.